Вход

Вход на сайт

(Забыли свой пароль?)

Войти

 
Правовое регулирование порядка предоставления платных медицинских услуг в бюджетных лечебных учреждениях

М.Ю. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой об отмене постановления Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями” в части, касающейся государственных и муниципальных медицинских учреждений (п. 1, 4, 7 Правил). Заявитель ссылался на то, что в нарушение требований Конституции РФ об оказании гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оспариваемый нормативный правовой акт допускает предоставление платных медицинских услуг в названных медицинских учреждениях.


Как пояснили в судебном заседании заявитель и его представитель, действующее законодательство не предусматривает оказание государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг. Оспариваемое постановление создает препятствия для реализации гражданином его права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и незаконно возлагает на него обязанность оплаты медицинских услуг в этих учреждениях.


Право на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения получили в середине 1990-х гг. Правовую основу такого рода деятельности составило постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”.


Правилами определялся порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Право этих учреждений на оказание платных медицинских услуг закреплено и в новом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья).


Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены новые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила). Исходя из анализа источников права, отмененный документ, так же как и новые Правила, не противоречил действующему законодательству и не нарушал гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.


Согласно ч. 3 ст. 19 Закона об охране здоровья "каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования”. Кроме того, ст. 50 и ст. 120 Гражданского кодекса РФ не содержат запрета некоммерческим организациям, в частности государственным и муниципальным медицинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.


Оспариваемое постановление Правительства РФ не содержало норм, обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Как старые, так и новые Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.


Согласно Правилам платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.


Исходя из содержания ч. 5 ст. 84 Закона об охране здоровья, ч. 7 Правил, а также принимая во внимание мнение экспертов компании "Гарант”2, медицинские организации, участвующие в реализации федеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право предоставлять следующие виды платных медицинских услуг:


— медицинскую помощь с улучшенными условиями обслуживания, не связанными напрямую с лечебными мероприятиями. Под улучшенными условиями могут подразумеваться, например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара; дополнительное питание, повышенный сервис, оказание помощи на дому, кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посещать медицинское учреждение или когда помощь предоставляется в рамках организации стационаров на дому;


— применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;


— медицинскую помощь сверх предусмотренной стандартами лечения;


— специализированную медицинскую помощь, не являющуюся обязательной для данного медицинского учреждения (определяется в его уставе, а также в соответствующих приказах Минздрава России), как-то: лапароскопические операции, баротерапия, методы экстракорпоральной детоксикации и т.д.;


— применение вместо традиционных медицинских услуг альтернативных методов лечения, обладающих дополнительными потребительскими свойствами, но не обеспеченных финансированием в рамках программы ОМС или из бюджета (сложные методики лечения традиционных заболеваний, требующие дополнительных затрат, – лапароскопические методы и др.);


— плановую медицинскую помощь вне общей очереди в отдельных кабинетах или вне основного рабочего времени;


— виды медицинской помощи, не обеспеченные финансированием;


— услуги, косвенно связанные с медицинской помощью (ритуальные услуги, пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача справок и дубликатов по запросам граждан в случаях, когда законом не предусмотрен обязательный характер выдачи справок);


— медицинскую помощь при анонимном лечении (за исключением обследования на СПИД);


— медицинскую помощь лицам, не имеющим права на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой ОМС, целевыми программами и т.п. (гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами);


— медицинские услуги при самостоятельном обращении, за исключением случаев, когда право на выбор врача и медицинской организации реализуется гражданином в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.


Особенности реализации этого права прописаны в ст. 21 Закона об охране здоровья. Названное положение также не распространяется на случаи оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.


Следует помнить, что во всех перечисленных выше случаях экстренная медицинская помощь предоставляется бесплатно. Для оказания платных медицинских услуг лечебное учреждение обязано соблюсти следующие требования (условия) организационно-правового характера.


Источник: www.zdrav.ru 


скачать dle 11.0фильмы бесплатно


2 311 просмотров

Похожие материалы

  • Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
  • Одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г.
  • В 2013 году все необходимые виды медпомощи будут оказываться в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно
  • 57 законодательных актов приводятся в соответствие с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"
  • Минздрав проведет ревизию для вывода с рынка неэффективных лекарств
  • С 2013 года пожилые люди смогут не реже одного раза в три года проходить медобследование
  • Николай Герасименко предложил ввести тестирование медстандартов
  • Кто заплатит за реанимацию?
  • Информация
    Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.