Вход

Вход на сайт

(Забыли свой пароль?)

Войти


 
В 2015 году в России стартуют пилотные проекты лекарственного возмещения при амбулаторном лечении

Бесплатное или льготное предоставление лекарств больным наранних стадиях однозначно выгодно государству, свидетельствует мировой ироссийский опыт: позволяет серьезно сэкономить нагоспитальном лечении, сокращаетсмертность. Нониисточники финансирования, нисхемы лекарственного возмещения досих пор неопределены.


Стратегия лекарственного обеспечения до2025г., утвержденная Минздравом впрошлом году, предусматривает, что в2015-2016 гг.различные схемы должны быть опробованы внескольких российских регионах, аповсеместный переход ксистеме лекарственного возмещения начнется в2017г.Минздрав предлагает модель лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении (т.е.вполиклиниках), которая бы включала частичное возмещение стоимости лекарств.


Лекарственное обеспечение вполиклиниках— единственный еще неиспользованный резерв для снижения смертности населения, рассказал исполняющий обязанности заместителя правительстваКировской области Дмитрий Матвеевнаконференции Pharma Russia, организованной «Ведомостями». Сейчас вРоссии значительная часть затрат наздравоохранение приходится нагоспитальный сегмент, т.е.налечение поздних стадий заболевания, передала через представителя управляющий директор Janssen(фармацевтическое подразделение Johnson & Johnson) Наира Адамян. Это неоправданно нетолько смедицинской точки зрения, нoисэкономической, рассуждает она: лечение обходится дороже, аосложнения могут привести кпотере трудоспособности пациента. Наранних стадиях заболевания пациенты платят завсе изсвоего кошелька ииногда немогут соблюдать курс лечения, говорит директор покорпоративным связям иработе сгосударственными органами«AstraZeneca Россия»Юрий Мочалин. Унаселения невсегда есть деньги налекарства, отмечает Матвеев.


Производители заинтересованы втом, чтобы вРоссии появилась система лекарственного возмещения, говорил наконференции Pharma Russia заместитель гендиректораStada CISИван Глушков: сейчас платежеспособный спрос, посути, исчерпан, при этом вРоссии очень низкое потребление лекарств надушу населения(см.график).DSM Group прогнозирует, что в2014г.фармацевтический рынок вРоссии врублях вырастет на9%, меньше было только в2010г.Прогноз IMS Health наэтот год— рост врублях на8,5%.


Где тестировать


Основная задача на2014г.— определить регионы для проведения пилотных проектов, рассказал наконференции Pharma Russia заместитель директора департамента лекарственного обеспечения ирегулирования обращения медицинских изделий МинздраваВладимир Емельянов. Ихбудут выбирать исходя изследующих критериев: отсутствие или незначительныйдефицит бюджетатерриториальных программ бесплатного оказания медицинской помощи, исполнение программы модернизации здравоохранения, наличие достаточного количества медицинских иаптечных организаций, уровень информатизации иналичие регистров пациентов.


Инфраструктура очень важна для участия регионов впилотных проектах, говорит директор Центра социальной экономики ДавидМелик-Гусейнов. Авот натребование кбюджетам, поего мнению, опираться нестоит. Нет ниодного региона, вкотором нет дефицита бюджета, отмечает Мелик-Гусейнов, ноего легко устранить засчет корректировки тарифовОМС.


Кто получит лекарства


Изначально предполагалось, что лекарства загоссчет получат практически все категории граждан— обэтом шла речь впроекте стратегии лекарственного обеспечения. Новутвержденной стратегии речь шла уже об«отдельных категориях граждан». Какие это категории, еще предстоит определить, говорит Емельянов. ВРоссии есть девять категорий льготников, включая инвалидов иучастников Великой Отечественной войны, которые обеспечиваются лекарствами засчет федерального бюджета. Наэти цели бюджет ежегодно тратит более 40млрд руб., говорит Емельянов. Ноесть категории льготников, для которых лекарства закупают регионы— засвой счет(например, для лечения орфанных— редких идорогих влечении— заболеваний). Одна иззадач— снижение дифференциации, объясняет Емельянов:«Зачастую граждане отказываются отобеспечения нафедеральном уровне, забирают деньги иполучают лекарства нарегиональном».


Вразных регионах пациенты содними итеми же заболеваниями по-разному обеспечены жизненно необходимыми лекарствами, поддерживает представительGlaxoSmithKline(GSK)Камиль Сайткулов: только засчет средств регионов снизить дифференциацию будет очень сложно— уровень бюджетной обеспеченности между ними сильно отличается. Если Минздрав возьмет курс наснижение дифференциации влекарственном обеспечении, регионы могут интерпретировать это как его сокращение доминимальных общефедеральных требований, опасается директор отдела пообеспечению доступа нарынокPfizerвРоссии Дмитрий Мордвинцев.


Единого мнения отом, кто должен получать лекарства загоссчет, нет. Приоритетом действительно должны стать люди, уже имеющие государственные преференции вамбулаторном лекарственном обеспечении засчет региональных бюджетов, согласен сМинздравом гендиректор«Takeda Россия» иглава региона СНГАндрей Потапов. Нобольшинство опрошенных«Ведомостями» участников рынка придерживаются иного мнения.


Было бы логично обеспечивать необходимыми лекарствами всех граждан, анетолько отдельные льготные категории, считает Мордвинцев. Получателем лекарств— бесплатных или наусловиях содоплаты— должны быть пациенты сустановленным врачом диагнозом, имеющие выписанный рецепт, согласен Сайткулов. Льготная система зачастую нацелена напациентов, уже имеющих запущенные заболевания, эффективное лечение которых вызывает трудности, рассуждает он.Вмире проблема экономической доступности лекарств обсуждается, как правило, спозиций прав человека ивтерминах всеобщего покрытия, авРоссии рассматривается возможность предоставитьдополнительные льготыкаким-то декретированным категориям граждан, возмущен сотрудник одной изфармкомпаний.

 

Опробовали насердечниках


ВКировской области пилотный проект полекарственному обеспечению стартовал в2013г., рассказывает Матвеев. Впрограмму включили заболевания, которые наносят наибольший ущерб здоровью жителей области,— начали ссердечно-сосудистых заболеваний. Налечение осложнений болезней системы кровообращения(кним относятся сердечно-сосудистые заболевания) область тратит более 1млрд руб. вгод, агодовой курс лечения обошелся бы бюджету в380млн руб., рассказывает Матвеев.


Механизм решили опробовать надвух муниципальных образованиях(бюджет области дефицитный, объясняет Матвеев), расчетная стоимость программы— 20млн руб. Нозасчет полученных отпоставщиков скидок область потратила только 6млнруб.


Лекарства для программы область закупает централизованно, пациенты получают ихваптеках.«Для бюджета это дешевле, чем установление фиксированных референтных цен, минимум на30%»,— объясняет Матвеев. Механизм финансирования выбрали такой: 90%платит область, оставшиеся 10%— пациент.«Мыутвердили клинические минимумы, которые описывают лечение заболевания вкаждой конкретной ситуации, актуализировали регистры [пациентов], создали продукт для ихведения, разработали ивнедрили образовательные программы для пациентов. Даже раздали бесплатные sim-карты врачам ипациентам, чтобы они могли оперативно друг сдругом связаться»,— рассказывает чиновник.


Эффект отреализации программы впервый год Матвеев описывает так: число вызовов«скорой помощи» вэтих двух муниципальных образованиях сократилось на24%, госпитализаций— на27,3%. Экономический эффектотреализации программы составил 25,8млн руб., поданным презентации Матвеева.

С2014г.в программе уже 11муниципалитетов. Итоги этого года область еще неподвела, но«снижение потребности ввызовах"скорой помощи” игоспитализации налицо», говорит Матвеев. Вперспективе область планирует включить впрограмму лекарства для лечения хронической обструктивной болезни легких(ХОБЛ) иязвенной болезни желудка. Затраты нагоспитализацию одного пациента сХОБЛ всреднем— 18000руб. вгод, расчетная стоимость лечения— 11000руб., приводит цифры Матвеев, налечение осложнений язвенной болезни уходит 2500руб., налечение самой болезни— всего 770руб.«Наамбулаторном этапе лечить гораздо выгодней»,— делает вывод Матвеев. Ночтобы обеспечить лекарствами всю область, денег вбюджете, поего словам, нехватит: проблему можно решить, направив напроект деньги территориального фонда обязательного медицинского страхования(ОМС),— изнего потребуется лишь 2%средств.


Как построить систему


Досих пор неясно, исходя изкаких цен государство будет компенсировать стоимость лекарств. Сейчас цены нажизненно необходимые иважнейшие лекарства регистрируются, напоминает Емельянов. Например, может быть принят такой вариант референтной цены:минимальная ценаплюс 10%.


ВРоссиисредняя ценаупаковки лекарства— $3-4, вГермании— $23, приводит пример Глушков изStada CIS. Непонятно, как будут устанавливаться референтные цены.«Ориентируясь на$3-4 заупаковку?»— задается онвопросом: если будет установлена цена в$5, топрепараты, которые должны заменить старые инеэффективные, непоявятся нарынке.«Важно, чтобы попытка сэкономить налекарствах для пациента невылилась вубийство отрасли»,— предупреждает Глушков.


Должны быть введены соплатежи состороны пациентов(для льготников ихможет небыть) иотдельный перечень возмещаемых лекарств, считает Сайткулов. Соплатежи дисциплинируют, ноони должны зависеть отсоциального статуса пациента, характера его заболевания, стоимости лечения, считает Мочалин. Так, кпримеру, государство полностью покрывает затраты налекарства, применяемые для лечения угрожающих жизни, инвалидизирующих, социально значимых заболеваний, рассуждает Адамян изJanssen. Высокий уровень покрытия может быть предусмотрен для лекарств для лечения хронических заболеваний, неугрожающих жизни инеотносящихся ккатегории дорогостоящих, продолжает она, для других препаратов, включенных вперечень возмещения иимеющих невысокую стоимость, возможен более низкий уровень покрытия, впределах 50%.


Компенсировать можно стоимость лекарств втех терапевтических областях, которые вносят самый большой вклад взаболеваемость исмертность вРоссии, говорит Мордвинцев. Потапов предлагает сфокусировать внимание налечении новообразований иболезней системы кровообращения. Сайткулов— насердечно-сосудистых илегочных заболеваниях.

Внедрение всеобщего лекарственного возмещения для наиболее критичных заболеваний, втом числе заболеваний сердечно-сосудистой, респираторной икостно-мышечной систем, позволит в2,5раза увеличить число пациентов, получающих необходимое лечение без госпитализации, ссылается Адамян наданные исследовательских компаний. Это уже через 10лет приведет ксокращению общей смертности на10%испасению до1,5млн жизней, сохранению трудоспособности до1млн человек это даст дополнительные 0,8% ВВП вгод, или 2,9трлн руб. за10лет.

Нестраховой принцип

Ноосновной вопрос— висточниках финансирования. Когда начиналась программа дополнительного лекарственного обеспечения(ДЛО), расчеты были одни, азатраты другие, напоминает Матвеев: сейчас есть опасения, что никаких денег нехватит. Например, в2006г.суммарный долг поДЛО перед фармпоставщиками превышал 40млрд руб. Проблема сзадолженностью решилась просто: государство предложило поставщикам еесписать, аврачам было указано невыписывать дорогие препараты, напокупку которых нет денег, рассказывал ранее Глушков.


Сучетом тренда повнедрению одноканального финансирования можно предположить, что система будет построена напринципах лекарственного страхования иосуществляться засчет средств ОМС, рассуждает Мордвинцев. Было бы логично сохранить принцип одноканального финансирования, согласен Потапов.


ВКировской области действует целевая программа полекарственному обеспечению, говорит Матвеев:«Внашем понимании мыдолжны отдать 22млн руб. страховым компаниям, аони— обеспечивать лечение пациентов. Нониоднастраховая компаниянесогласилась вэтом участвовать: нет данных ниопациентах, ниозаболеваниях, ниорасходах».


Развиватьмедицинское страхованиесложно без статистики, подтверждает гендиректор Межрегионального союза медстраховщиковДмитрий Кузнецов. Руководитель проекта«Центр андеррайтинга иразвития продуктов ДМС»СК«Альянс»Дмитрий Волковперечисляет причины, покоторым страховые компании неслишком заинтересованы впроектах полекарственному страхованию: нет возможности селективного подхода кстрахованию, из-за этого заведомо высока вероятность участия впрограмме граждан спроблемами создоровьем; нет должной системы контроля выписки рецептов ипоследующей выдачи лекарств. Выстраивание данной системы может занять несколько лет, считаетон.


Нафедеральном уровне страхового принципа, видимо, тоже небудет. Проекты Минздрава нестраховые, считает первый заместитель гендиректора«Росно-МС»Юрий Бондарев:«Вихоснове некая система бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Наэто будут затрачены средства федерального ирегиональных бюджетов. Кстрахованию это неимеет никакого отношения».

Модель лекарственного страхования должна быть погружена всистему ОМС, говорил винтервью«Российской газете» президент Всероссийского союза страховщиковИгорь Юргенс. Такстраховая медицинская организацияимела бы возможность полноценно работать пообращениям граждан, касающимся ихжалоб налекарственное обеспечение, отмечает Бондарев. Ноусловия участия страховых медицинских организаций втаком проекте должны быть понятными для всех участников исубъектов системы ОМС, пока этого нет, сетуетон.


В 2015 году в России стартуют пилотные проекты лекарственного возмещения при амбулаторном лечении

 

 

 

 

 

 

 

 


Источник: www.vedomosti.ru


dle 10.2 скачать , Быстрый торрент трекер КиноСвин рунета


55 просмотров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.