Вход

Вход на сайт

(Забыли свой пароль?)

Войти


 
Рентабельность фармацевтических дистрибуторов приближается к цифрам 2008 г.

Сначала 2014 г. доходность крупнейшего по обороту российского дистрибутора «Катрен» (входит в одноименную группу компаний) уменьшилась на 1 п.п. до 0,7%, но с началом сезона снижение остановилось, рассказал «Ведомостям» совладелец и гендиректор компании Леонид Конобеев. За первое полугодие 2014 г. валовая прибыль сегмента дистрибуции группы «Протек»(основная компания— одноименный дистрибутор) сократилась на 16,24% до 3,6 млрд руб., выручка увеличилась на 5% до 60,35 млрд руб., сообщала группа. О снижении доходности в первом полугодии говорят также представитель «СИА интернейшнл» Иван Преображенский и председатель совета директоров группы «Р-фарм» Алексей Репик (комментарии он передал через представителя). Резких скачков в этом году не было, продолжилась тенденция к плавному снижению рентабельности в сегменте дистрибуции, объясняет Репик. 


Близки к кризису 


Ситуация сравнима с кризисным 2008 годом: тогда стоимость бивалютной корзины росла так же резко, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Платежи дистрибуторов при импорте напрямую зависят от курса доллара и евро, при росте стоимости валют уменьшается cash-flow компаний, объясняет Шуляк. К тому же в этом году, добавляет он, пик волны ценовых войн совпал с кризисными явлениями в экономике. По данным ЦБ, стоимость бивалютной корзины сначала года увеличилась на 37,58% до 52,61 руб.(данные на 15 ноября 2014 г.). Доллар сначала года подорожал на 45,1% до 47,39 руб., евро— на 30,9% до 58,98 руб.(данные на 17 ноября).


Судя по отчетности дистрибуторов, в 2008 г. ситуация была даже лучше, чем в этом году. Выручка сегмента«дистрибуция» «Протека» в 2008 г. увеличилась на 16,5% до 65,4 млрд руб., а прибыль — на 9% до 8,6 млрд руб., сказано в консолидированной отчетности. Группа «Катрен» в отчетности по МСФО за 2008 г. указывала динамику финансовых показателей в долларах: ее выручка по сравнению с 2007 г. увеличилась на 63% до $1,8 млрд, а прибыль — на 76,6% до $ 9,8 млн. Курс доллара в 2008 г. вырос на 22% до 29,4 руб. Другие российские дистрибуторы не публикуют финансовую отчетность.


Текущая ситуация не имеет ничего общего с 2008 г., уверен Конобеев. Сейчас дистрибуторы платят за лекарства (в том числе по прямым зарубежным контрактам) в рублях, из-за этого не возникает курсовых разниц, которые раньше приводили к кассовому разрыву, объясняет он.


Сейчас на бизнес дистрибуторов больше, чем в 2008 г., влияет микроэкономическая ситуация: падение цен на нефть, быстрый рост курса доллара и евро, рост процентных ставок по кредитам, ухудшение ситуации с денежной ликвидностью, перечисляет Преображенский: это приводит к росту просроченной задолженности от покупателей. Кризис 2008 г. на сегменте госпитальной дистрибуции(поставки лекарств в больницы. — «Ведомости») сказался мало, рентабельность плавно снижается в течение нескольких лет из-за роста конкуренции, добавляет Репик.


Конкуренция душит


Снижение операционной рентабельности вполне закономерно: рынок стагнирует, а конкуренция усиливается, передал через пресс-службу гендиректор дистрибутора «Протек» Дмитрий Погребинский. Преображенский связывает уменьшение рентабельности с усилением ценовой конкуренции: раньше было два крупных дистрибутора, а теперь 4-5 игроков. Избыточное количество дистрибуторов искусственно поддерживается производителями, считает Конобеев: чем больше каналов продаж, тем меньше риск не платежей, по скольку весь рынок работает на условиях отсрочки платежа. Наоборот— увеличение числа дистрибуторов для производителя— это дополнительные риски, возражает заместитель гендиректораStada CIS Иван Глушков. По его словам, дистрибуторы платили производителям с отсрочкой в среднем в полгода, но постепенно срок увеличивается.


Виновата и дорогая логистика, говорит Репик. Он это объясняет как российской географией, так и более низкой стоимостью упаковки лекарства по сравнению, например, с ее стоимостью в США. Увеличиваются издержки: растут зарплаты, транспортные расходы, цены на упаковочные материалы, процентные ставки по банковским кредитам(особенно со второго полугодия 2014 г.), отмечает Преображенский.


Дистрибуторы вынуждены брать на себя риски несвоевременной оплаты, а иногда — невозможности получить оплату с контрагентов в регионах из-за банкротства аптек или местных вторичных дистрибуторов (они покупают лекарства у более крупных дистрибуторов, а затем продают в аптеки.—«Ведомости»), говорит Репик. На доходности сказывается постоянно растущее число не платежей отдельных аптек дистрибуторам, подтверждает топ-менеджер одного из дистрибуторов.


Резать затраты


Единственный способ повышения доходности— это снизить затраты, в ближайшие два года «Катрен» планирует сократить их в 2 раза, говорит Конобеев. В этом году, рассказывает он,зарплата всего менеджмента уже уменьшилась на 50%. По исполнении программы снижения затрат компания рассчитывает на доходность по чистой прибыли в 3%, добавляет Конобеев.


«Протек» намерен сокращать операционные расходы, в том числе затраты на персонал, и пересматривать ассортимент в сторону более доходных позиций, говорит Погребинский. «СИА интернейшнл» постоянно оптимизирует ассортимент, ориентируясь на высокомаржинальные и более дорогие препараты, сказал Преображенский. По его словам, компания проводила агрессивную ценовую политику с целью вернуть рыночную долю, но с III квартала доходность растет. СИА сокращает затраты на хранение, обработку и транспортировку товара, оптимизирует штат персонала и перераспределяет логистические потоки, а также развивает свою региональную сеть— в 2014 г. начали работать«дочки» в Южно-Сахалинске и на Камчатке, в IV квартале планируется запустить точку в Мурманске, добавляет он.


«Р-фарм» еще после кризиса 2008 г. решился на диверсификацию: кроме дистрибуции с 2009 г. компания занимается разработкой, исследованиями, регистрацией, производством и продвижением лекарств, говорит Репик. По его словам, уже в 2013 г.«чистая дистрибуция» составила менее половины в общем обороте компании. Плавное снижение рентабельности в дистрибуции компенсируется более высокой доходностью при коммерциализации препаратов, произведенных или разработанных группой, добавляет Репик.


Курс на укрупнение


Ведущие рейтинговые агентства прогнозируют снижение темпов роста фармрынка до 5-10% в год, говорит Погребинский. Скорее всего, позиции федеральных дистрибуторов будут по-прежнему укрепляться, усилится концентрация на рынке, а наценка на продукцию будет снижаться, полагает он.


На рынке продолжают проявляться новые игроки с серьезными амбициями, говорит Конобеев. По мере развития на всех рынках остается два-три национальных дистрибутора, на фармацевтическом рынке места вгруппе лидеров еще не закреплены и каждый из первой десятки имеет шансы примерить на себя майку лидера, отмечает он.


Основные игроки(это 4-5 компаний) продолжат укрупняться благодаря уходу маленьких дистрибуторов, конкуренция будет усиливаться, сказал Преображенский. По его прогнозу, темпы роста продаж будут снижаться, доходность дистрибуции постепенно упадет до уровня, сравнимого с уровнем доходности западных дистрибуторов. Это рентабельность по чистой прибыли в 0,5-1%, говорит Шуляк. Развитие рынка дистрибуции в 2014-2015 гг. будет существенно опережать инфляцию, поскольку 70% рынка в деньгах— это импортные медикаменты, объясняет Конобеев.


Рынок лекарств в деньгах вырастет на 9% до 1,14 трлн руб. в ценах конечного потребителя, а в упаковках будет падение на 5%, прогнозирует Шуляк. По его словам, к концу года ситуация улучшится— в это время традиционно выделяются бюджетные деньги на закупку лекарств для больниц.

Рентабельность фармацевтических дистрибуторов приближается к цифрам 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: www.vedomosti.ru


dle 10.2 скачать , Быстрый торрент трекер КиноСвин рунета


52 просмотров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.