Вход

Вход на сайт

(Забыли свой пароль?)

Войти


 
Артемьев Игорь Юрьевич

Биография
Окончил биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета (1983 г.), аспирантуру при кафедре анатомии и физиологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Кандидат биологических наук. С 1986 г. — ассистент, с 1990 г. — доцент этой кафедры.

Второе высшее образование — юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Автор 43 научных статей и изобретений, 6 монографий по вопросам бюджета и экономики. Входит в редакционный совет издания книг: «Конкурентная Россия» (2004 г.), «Битва за конкуренцию» (2009 г.), «Конкурентное право России»  (2012 г.). Ежегодно глава ФАС России Игорь Артемьев представляет в Правительство Российской Федерации «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации». С 2007 г. вышло 6 докладов.

И. Ю. Артемьев является одним из авторов альтернативных бюджетов Российской Федерации, предложенных в 1999—2003 гг. Российской демократической партией «ЯБЛОКО» к проектам федеральных бюджетов на 2000 г.,  2001 г.,  2002 г.,  2003 г.  и 2004 г.,  многие положения из которых были учтены Правительством РФ. Федеральные бюджеты последующих лет включили некоторые из долгосрочных предложений.

И. Ю. Артемьев в политике с 1989 года. В 1990 был году избран депутатом Ленсовета, был председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. Возглавлял Региональную партию центра, ставшую затем основой петербургской организации «ЯБЛОКА».

С 1994 года — председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель координационной группы по бюджету и финансам Законодательного Собрания Петербурга. Автор многочисленных законов Санкт-Петербурга в области избирательного права, бюджетного процесса, налогообложения, политики заимствований и налоговых льгот, финансирования городского хозяйства и экологии.

В 1996 году назначен первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов Администрации Петербурга.

В 1999 — руководитель Фонда экономических и политических исследований «ЭПИЦентр — Санкт-Петербург».

В декабре 1999 года стал депутатом Государственной Думы России третьего созыва.  Заместитель председателя фракции «ЯБЛОКО», заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.

В 2000 году баллотировался на пост губернатора г. Санкт-Петербурга, занял второе место, набрав 14,68 % голосов.

С 10 марта 2004 года — руководитель Федеральной антимонопольной службы.  На должность назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2004 г. № 329-р.

Член Правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ ;
Член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ; 
Член Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; 
Член Правительственной Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства; 
Член Координационного комитета Международной конкурентной сети (МКС); 
Заведующий кафедрой Федеральной антимонопольной службы при ГУ Высшая школа экономики, профессор; 
Председатель Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП). 
 
Деятельность
И.Ю. Артемьев руководил Федеральной антимонопольной службой в начале первого десятилетия 2000-ых годов.

В течение 2004 - 2007 гг. при непосредственном участии И.Ю. Артемьева разработан комплекс нормативных актов, полностью изменяющий правовое поле, в рамках которого осуществляет свою деятельность ФАС России. Он включает в себя: ФЗ "О защите конкуренции",  ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",  ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",  ФЗ "О рекламе",  ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",  ФЗ "Об электроэнергетике",  ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",  некоторые статьи Земельного, Лесного  и Водного  кодексов, многочисленные Постановления Правительства РФ в сфере антимонопольного регулирования и т.д.

С принятием "первого"  и "второго"  пакетов антимонопольных законов существенно изменилось правовое поле, которое, по сути, не менялось с 1991 года, а правила игры на рынке стали более понятными и прозрачными для ее участников.

В начале 2012 года вступил в силу «третий антимонопольный пакет» законов.  Основные изменения, предлагаемые им, направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закрепление права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также на уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Антомонопольная служба заявляла во внутренние органы о сговорах на рынках энергетического угля,  соли,  хлора,  продуктов питания.

Значительно усилился антимонопольный контроль за деятельностью органов государственной власти всех уровней и контроль за экономической концентрацией на рынках. Вместе с тем произошло устранение и снятие лишних административных барьеров, которое способствуют развитию бизнеса в России.

Результатом деятельности Рабочей группы в рамках Правительственной Комиссии по проведению административной реформы в РФ, возглавляемой И.Ю. Артемьевым, стали решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительства Российской Федерации в области оптимизации функций и полномочий органов исполнительной власти в сферах сельского хозяйства, образования, строительства, здравоохранения, технического регулирования, транспорта и связи, в целях совершенствования государственного управления, а также по оптимизации состава государственного имущества и обеспечения эффективности управления государственным сектором экономики.

Под непосредственным руководством И.Ю. Артемьева был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». 

С принятием закона «Об иностранных инвестициях…» были определены виды деятельности, участие иностранного капитала в которых требует прохождение установленной законом процедуры предварительного согласования с Правительственной комиссией, что имеет прямую связь с улучшением инвестиционного климата в стране (оборотные штрафы, снятие административных барьеров и т.д.).

За годы работы И.Ю. Артемьева в России появился законопроект в сфере госзакупок, направленный на повышение открытости и прозрачности системы госзакупок в стране, снижение уровень коррупции в этой сфере. Создан единый портал госзакупок.

При участии ФАС России и И.Ю. Артемьева сайт torgi.gov.ru  с января 2012 года стал официальным сайтом в России для размещения информации о проведении торгов на предоставление земельных участков, лесных участков, участков недр, на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Во время работы И.Ю. Артемьева внесён на рассмотрение, подписан закон о рекламе  в России.

ФАС России и её территориальные органы используют официальный сайт ФАС России,  антикартельный сайт,  аккаунты в Твиттере, Фейсбуке  и Живом Журнале.

В 2011 г. И.Ю. Артемьев учредил электронный научно-практический журнал «Российское конкурентное право и экономика»  в целях адвокатирования конкуренции, инициирования научных исследований в области правовой защиты конкуренции и функционирования товарных рынков, а также пропаганды целей, стратегии и методов реализации государственной политики в области защиты конкуренции, разъяснения роли антимонопольных органов в обеспечении защиты конкуренции.

В течение последних двух лет И.Ю. Артемьев прикладывает большие усилия для усиления взаимодействия с общественными институтами. В частности, ФАС России реализует программу по внедрению консультационных механизмов, включающую создание сети общественно-консультативных советов (ОКС)  при антимонопольных органах. Особую активность эта деятельность приобрела в 2008 г., и на сегодняшний день сформированы составы советов при всех 82-х территориальных управлениях и центральном аппарате.

При ФАС России действуют Экспертные советы  по ключевым рынкам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. Такая практика позволяет ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышает транспарентность принимаемых ФАС России решений.

И.Ю. Артемьев принимал участие в разработке законов для Единого экономического пространства  Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Начиная с 2005 года, ФАС России включена в Рейтинг эффективности конкурентных ведомств, публикуемых независимым международным изданием «Всемирный обзор по конкуренции» («Global Competition Review»). В 2006 году российское конкурентное ведомство разделило 36-38 места из 38 возможных, в 2011 году ФАС России занимает уже с отметкой роста эффективности. В 2012 году ФАС России заняла место в диапазоне с 17 по 30 и получила оценку «хорошо», что ставит ведомство в один ряд в Рейтинге с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Бразилия, Норвегия, Швейцария и др.

В мае 2007 года по инициативе ФАС России в г. Москве прошла Шестая конференция Международной конкурентной сети, участие в которой приняли руководители конкурентных ведомств более чем 90 стран мира и международных организаций, работу по проведению которой возглавил И.Ю. Артемьев. Конференция явилась важнейшим международным мероприятием в области конкурентной политики. ФАС России является действующим членом Координационного комитета Международной конкурентной сети.

И.Ю. Артемьев принимал участие в официальных международных форумах и заседаниях таких организаций, как ОЭСР,  Комиссия ЕС,  АТЭС,  ЮНКТАД, где выступал с докладами и проводил переговоры по вопросам конкурентной политики.

ФАС России первой из федеральных органов исполнительной власти прошла весь цикл, предусмотренный Дорожной картой по присоединению Российской Федерации к ОЭСР.

24 февраля 2011 года Экспертный совет «РБК» в рамках международной премии «Персона года» выбрал И.Ю. Артемьева победителем в номинации «Персона в госуправлении».

Классный чин
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (30 марта 2009 года)
 
Награды и звания
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга (19 февраля 2003 года);
Медаль «В память 1000-летия Казани» (30 июня 2006 года);
Почетная грамота Правительства Российской Федерации (27 ноября 2009 года);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 ноября 2011 года) — за большой личный вклад в проведение государственной политики в области развития конкуренции и пресечения монополистической деятельности
Заслуженный экономист Российской Федерации (16 декабря 2009 года) — за заслуги в области экономики и финансовой деятельности
Орден РПЦ святого благоверного князя Даниила Московского III степени (7 апреля 2012 года) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения
Отличник физической культуры и спорта (Министерство спорта Российской Федерации, 25 ноября 2011 года) — за заслуги в развитии физической культуры и спорта, многолетний плодотворный труд и в связи с 50-летием со дня рождения


2 878 просмотров

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.